Суббота, 18.11.2017, 13:28
Категории раздела
Из истории России. [46]
Меню сайта
*****
Реклама.
Поиск
TeaserNet
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • +1
    Статистика
    Яндекс.Метрика
    Статистика.
    ...

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Из истории России.

    Владимир Первый Святославич.
    Крещение святого князя Владимира. Фрагмент росписи Владимирского собора в Киеве. В. М. Васнецов. 1885-1893 гг.

    Полное имя: ВЛАДИМИР СВЯТОСЛАВИЧ
    Годы жизни: ок. 960 г. - 15.07.1015 г., Берестово
    Княжеские столы:
    князь Новгородский (970-978),
    Великий князь Киевский (978 (980)-1015)
    Родители:
    князь Киевский Святослав Игоревич,
    Малуша, ключница княгини Ольги
    Жены: несколько языческих и два церковных брака
    Дети: 12 сыновей и 10 дочерей.

    Владимир Святославич - креститель Руси, один из самых известных киевских князей. Владимир был внебрачным сыном великого князя Святослава Игоревича и Малуши, ключницы княгини Ольги. Этот факт никак не препятствовал в его наследовании отцу, так как происхождение от наложницы в языческой Древней Руси не влекло за собой ущемления династических прав. "Повесть временных лет" почти всегда упоминает Владимира и его братьев Ярополка и Олега вместе с их бабкой Ольгой. Возможно, именно ее христианские воззрения повлияли на Владимира, в то время как его отец, закоренелый язычник, практически не участвовал в воспитании сыновей, находясь в военных походах. Предполагают, что опекуном молодого князя был Добрыня, брат Малуши. Летопись сообщает, что именно он советовал новгородцам просить себе Владимира: "В год 6478 (970). Святослав посадил Ярополка в Киеве, а Олега у древлян. В то время пришли новгородцы, прося себе князя: "Если не пойдете к нам, то сами добудем себе князя". И сказал им Святослав: "А кто бы пошел к вам?" И отказались Ярополк и Олег. И сказал Добрыня: "Просите Владимира"."

    Владимир состоял в нескольких языческих браках - с Рогнедой, "чехыней", "болгарыней"; летопись упоминает о сотнях княжеских наложниц в Киеве и Берестове. После принятия христианства князь дважды женился по христианскому обряду - на византийской царевне Анне и, после ее смерти в 1011 г, на неизвестной девушке, упомянутой как "мачеха Ярослава". Летописец сообщает об 11 сыновьях и 10 дочерях Владимира - Вышеславе, Изяславе, Святополке Окаянном, Ярославе Мудром, Всеволоде, Святославе, Мстиславе Тмутараканском, Борисе, Глебе, Позвизде, Судиславе. Иногда упоминается и двенадцатый сын - Станислав. Источники сообщили далеко не все имена княжеских дочерей, но известны Предслава, Премислава, Мстислава и Добронега-Мария.

    После смерти отца Владимира Святослава между братьями начались усобицы: Олег погиб в борьбе с братом Ярополком. Владимир, опасаясь участи брата, бежал "за море", вероятно в Скандинавию, откуда вскоре пришел с варяжским войском, вернул Новгород, захватил перешедший на сторону Киева Полоцк, убил правителя этого города Рогволода и насильно взял в жены его дочь Рогнеду, прежде отказавшую Владимиру и сосватанную за Ярополка, после чего приступил к осаде Киева. Летопись повествует, что подкупленный воевода Ярополка Блуд уговорил своего князя бежать в город Родно около Киева, где Владимир пригласил брата на переговоры и в сенях два варяга убили его.

    Став киевским князем, Владимир Святославич снова заставил платить дань вятичей, радимичей и иные племена, совершил ряд военных походов на ятвягов, волжских булгар, хазар, а также участвовал в войне с польским князем Мешко Первым, занял города Червень и Перемышль. Видимо, он, как и Ярополк, состоял в союзе с Германией и с ней воевал против Чехии и Польши.
    Во времена Владимира постоянная угроза киевскому княжеству исходила от печенегов - кочевых тюркских племен. В 90-е гг. 10 в. летопись почти каждый год сообщает об их вторжении. Владимир Святославич организовал систему укреплений по южным границам, состоявшую из крепостей и земляных валов. О строительстве оборонительных укреплений свидетельствует немецкий епископ Бруно, проезжавший через Киевскую Русь. Археологические данные говорят о том, что земляные валы существовали здесь и ранее, но Владимир достроил их и соединил в единую систему со рвами, крепостями, деревянными конструкциями, сторожевыми заставами. Следы земляных укреплений до сих пор сохраняются в виде так называемых Змиевых валов - длинных возвышений по берегам рек Вить, Красная, Стугна, Трубеж, Сула, Рось и др.

    Князь воздвиг в Киеве пантеон языческих богов и, хотя капища существовали здесь и ранее, придал этому культу княжеский, общегосударственный характер. Добрыня, бывший в то время посадником в Новгороде, также "поставил кумир Перуна над рекою Волховом". Возможно, идолы ставились и по другим городам. Интересно, что при раскопках киевского капища были найдены фрагменты штукатурки со следами фресок. Очевидно, прежде здесь стояла церковь, построенная, видимо, при Ярополке, а ее разрушение стало своеобразным "языческим ответом" Владимира.

    До принятия христианства Русь писменностью не владела, потому информация о язычестве скудна и противоречива. В "Повести временных лет" рассказывается о пантеоне Владимира: "И стал Владимир княжить в Киеве один, и поставил кумиров на холме за теремным двором: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, и Хорса, Дажьбога, и Стрибога, и Симаргла, и Мокошь. И приносили им жертвы, называя их богами..." Перун почитался грозным богом, повелевающим громом и молниями, он был покровителем дружины и князя. Хорс связывался с культом солнца. Дажьбог был богом солнечного света и плодородия. Сходную функцию нес Стрибог - "распространитель богатства". О Симаргле известно лишь, что он, как и Хорс, имел иранское происхождение. Единственное женское божество в летописном перечне - Мокошь - вероятно, богиня плодородия. В источниках упоминается еще один языческий бог - Велес (Волос) - более древний, связанный с домашними животными "скотий бог". Его идол стоял не на горе, а на Подоле, в нижней части Киева, отдельно от пантеона. Известно о культах упырей и берегын (со времен каменного века), а также культе рода и рожаниц, появившихся у восточных славян с переходом к земледелию. В Перыни (недалеко от Великого Новгорода) и в Киеве обнаружены остатки языческих капищ, где по кругу стояли идолы, а в центре горел костер.

    Очевидно, некоторое время спустя языческий культ перестал устраивать князя как в политическом, так и в религиозном отношении, и Владимир задумался о выборе новой веры. "Повесть временных лет" рассказывает о последовательном приезде на Русь послов от мусульман из Волжской Булгарии ("пришли болгары магометанской веры"), западных христиан ("потом пришли иноземцы из Рима") и хазарских иудеев ("жидове козарьстии"). Последним прибывает посольство из Константинополя, которое князь выслушивает наиболее внимательно. Рассказ византийского посла о православном вероисповедании - "Речь Философа" - занимает значительную часть в летописи и, по сути, содержит краткий пересказ Ветхого и Нового заветов.
    Затем Владимир вопрошает бояр, какую же веру стоит принять, и те советуют ему отправить послов и "испытать" чужеземные обряды. Так он и поступает. Княжеские люди возвращаются, пораженные красотой византийской службы: "И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали - на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом, - знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах". После этого князь окончательно решает принять крещение по византийскому обряду. Несмотря на явно литературный характер сюжета "Сказания об испытании вер" и его определенное сходство с другими произведениями той эпохи, он отражает реальные внешнеполитические контакты Владимира.

    О крещении Владимира летопись рассказывает следующее: в 988 г. князь идет походом на византийский город Корсунь (Херсонес, на месте нынешнего Севастополя в Крыму), осаждает его и, наконец, берет благодаря предательству одного из горожан: "И вот некий муж корсунянин, именем Анастас, пустил стрелу, написав на ней: "Перекопай и перейми воду, идет она по трубам из колодцев, которые за тобою с востока". Владимир же, услышав об этом, посмотрел на небо и сказал: "Если сбудется это - сам крещусь!" И тотчас же повелел копать наперерез трубам и перенял воду. Люди изнемогли от жажды и сдались". После захвата города Владимир потребовал у императоров Василия Второго и Константина Седьмого их сестру Анну в жены, угрожая походом на Константинополь. Те согласились лишь при условии крещения Владимира ("Не пристало христианам выдавать жен за язычников. Если крестишься, то и ее получишь, и царство небесное восприимешь, и с нами единоверен будешь"). Владимир не возражал. Анна прибыла в Корсунь, но в тот момент князя поразила слепота, чудесным образом прошедшая после крещения. Владимир обвенчался с императорской сестрой и отбыл на Русь в Киев.

    Летописец сообщает и о других версиях, согласно которым Владимир принял крещение в Киеве, а на Корсунь отправился походом лишь три года спустя. Из зарубежных источников известно, что Владимир Святославич помогал византийским императорам-соправителям Василию и Константину в подавлении мятежа, который поднял Варда Фока, за что и потребовал себе в жены Анну. Императоры вынужденно согласились, так как мятежники приближались к Константинополю, но потребовали, чтобы князь крестился, ибо выдавать порфирородную принцессу за некрещенного варвара было делом немыслимым. Владимир выполнил условие и принял крещение, однако Василий и Константин не спешили выполнять обязательства, и тогда князь захватил Корсунь и пригрозил походом на Константинополь. Братьям пришлось отдать свою сестру ему в жены.

    Вернувшись на Русь, князь разрушил языческий пантеон и крестил киевлян: "На следующий же день вышел Владимир с попами царицыными и корсунскими на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь, молодые же у берега, некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили, попы же, стоя, совершали молитвы". То же происходило и в других городах и землях. Владимир предпринял шаги по укреплению новой веры - построил Десятинную церковь Рождества Богородицы, другие каменные и деревянные храмы, обеспечил русскую церковь стабильным доходом в виде десятины - десятой части "от имения моего и от городов моих". Первыми священниками на Руси были греки, приехавшие из Византии с Анной, а также из Корсуня после его захвата Владимиром. Ради создания собственного, русского, духовенства князь "посылал собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное". В Киеве была создана митрополичья кафедра. По совету епископов Владимир попытался ввести смертную казнь для разбойников по примеру византийских законов, но некоторое время спустя их пришлось заменить традиционными для Древне Руси денежными штрафами (вирами) ("и сказали епископы и старцы: "Войн много у нас; если бы была у нас вира, то пошла бы она на оружие и на коней". И сказал Владимир: "Пусть так"").

    Крещение Руси в 988 г. не покончило с языческими верованиями. Долгое время среди населения Руси было распространено так называемое двоеверие - следование одновременно как языческим, так и христианским традициям. Мы знаем об этом как из археологических раскопок, так и из разного рода церковных поучений, авторы которых не уставали проклинать пережитки язычества. Некоторые языческие традиции - такие, как Масленица или Иван Купала, - благополучно существуют и по сей день.
    Как рассказывает летопись, Владимир Святославич на собственном примере стремился показать истинно христианское поведение - он был милостив, нищелюбив ("повелел он всякому нищему и бедному приходить на княжий двор и брать все, что надобно, питье и пищу и из казны деньги"), ладил с собственной дружиной ("Владимир любил дружину и с нею совещался об устройстве страны, и о войне, и о законах страны") и с соседними государствами ("жил в мире с окрестными князьями - с Болеславом Польским, и со Стефаном Венгерским, и с Андрихом Чешским").

    Князь предпринял ряд мер по укреплению государства: начал чеканить золотую и серебряную монету, устраивал походы на половцев и сооружал оборонительные укрепления по южным границам. Первые древнерусские монеты чеканились по византийским образцам. На одной стороне монеты изображен сам князь - человек с длинными усами и короткой бородой, в головном уборе с крестом, в правой руке он держит крест, левая же лежит на груди. Над левым плечом показан трезубец - знак рода Рюриковичей, по кругу подпись "Владимир на престоле", на двух золотых монетах другая надпись: "Владимир, а се его злато". На обратной стороне златников изображен лик Христа с подписью "Иисус Христос". Диаметр золотых монет колебался от 19 до 24 мм, вес - около 4 г. Предполагается, что чеканка монеты была не столько потребностью экономики, сколько демонстрацией политической самостоятельности. До Владимира денежное обращение Киевской Руси обеспечивалось привозной византийской, арабской и западноевропейской монетой, своих источников монетного металла на Руси не было. Чеканка сребреников продолжалась и при Ярославе, а выпуск златников прекратился после смерти Владимира.
    Летопись рассказывает о строительстве городов вокруг Киева в оборонительных целях: "И сказал Владимир: "Нехорошо, что мало городов около Киева". И стал ставить города по Десне, и по Остру, и по Трубежу, и по Суле, и по Стугне".
    Крещение и женитьба на византийской царевне повысили статус и значимость молодого государства на международной арене.
    Правя из Киева, князь "сажал" сыновей по волостям, что способствовало централизации государства. Летописец говорит о получении земель четырьмя сыновьями сразу после крещения Руси: Вышеслав уезжает в Новгород, Изяслав в Полоцк, Святополк в Туров, Ярослав в Ростов. Существуют предположения, что незадолго до смерти Владимир решил изменить систему престолонаследия и передать Киев одному из младших сыновей - Борису.

    Владимир умер 15 июля 1015 г. в Берестове под Киевом, после чего между его сыновьями разгорелась междоусобная борьба, в ходе которой погибли Святополк, Борис, Глеб и Святослав, а по итогам ее киевский престол занял Ярослав Владимирович, прозванный впоследствии Мудрым.
    Князь Владимир был прославлен в лике святых как равноапостольный, он считается небесным покровителем России и Украины, признается в качестве святого в православной и католической церквах. Скорее всего, уже при Ярославе Мудром предпринимались определенные шаги для церковного почитания Владимира Святославича: в сочинениях того времени к нему обращаются как к равному Константину Великому (императору, крестившему Римскую империю) и апостолам. Видимо, прославление князя связано с культом его сыновей-мучеников Бориса и Глеба; на иконах они часто изображаются вместе. Есть мнение, что о канонизации князя Владимира нельзя говорить ранее 14 в.: имя Владимира не занесено в более ранние святцы, а первое известие о храме, названном в его честь, относится к 1311 г. Возможно, его почитание не получило широкого распространения из-за отсутствия чудотворений, о чем свидетельствует Иаков Мних, но уже в памятниках домонгольского периода Владимир Святославич называется святым. В 14-15 вв. почитание этого князя приобрело церковно-государственные черты; идея святости древних русских князей была призвана укрепить авторитет великокняжеской власти.
     
    Источник: Энциклопедия "Российская корона: князья, цари, императоры". 2010 г.
    Категория: Из истории России. | Добавил: salamandra (26.07.2012)
    Просмотров: 8338 | Рейтинг: 5.0/11