Четверг, 21.09.2017, 06:11
Категории раздела
Из истории России. [46]
Меню сайта
*****
Реклама.
Поиск
TeaserNet
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • +1
    Статистика
    Яндекс.Метрика
    Статистика.
    ...

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Из истории России.

    Реформа Никона. Церковный раскол.
    Патриарх Никон. Лицевое изображение из "Титулярника" 1672 г.

    В начале 17 в. проявилось "небрежение" церковными службами и обрядами. Одним из "нестроений" стало многогласие. Согласно чину богослужения, во время храмовой службы священник, дьякон, дьячок по очереди читают богослужебные тексты. Затянувшуюся службу верующие не выстаивали до конца (а ее пропуск или досрочный уход считается грехом), и церковнослужители шли на меньший грех - многогласие - и читали тексты синхронно.
    В середине 1640-х гг. в Москве сложился Кружок ревнителей древнего благочестия, куда вошли священники Иван Неронов, Аввакум, Логгин, Лазарь, Даниил, архимандрит Никон. Главой кружка был царский духовник Стефан Вонифатьев, являвшийся для юного Алексея Михайловича непререкаемым авторитетом. В кружок входил и сам царь. По протекции Стефана ревнители получали назначения протопопами в столице и в провинции (Никон - митрополитом Новгородским), где стали насаждать единогласие "самочинно", но церковный собор 1649 г. подтвердил многогласие. Царь отказался утвердить решение собора, но отменить его не мог и запросил патриарха Константинопольского. Тот высказался за единогласие. Собор 1651 г. ввел единогласие, но приходское духовенство саботировало соборное постановление. В 1652 г. умер патриарх Иосиф. Для проведения реформы во главе церкви требовался человек твердой руки, а таковым показал себя Никон. Его-то Стефан и рекомендовал царю.

    Никон был крестьянином, потом священником Нижегородского уезда, монахом Соловецкого монастыря в Поморье. Его фанатичная вера, большой ум, решительный характер, слава оратора,проповедника, к тому же чудотворца, провидца и целителя сделали его имя известным не только в церковных кругах. В 1646 г. Никон приехал в Москву, состоялась его встреча с царем, после чего началось его быстрое возвышение: он стал архимандритом Новоспасского монастыря, затем митрополитом Новгорода Великого, а в 1652 г. - Патриархом Московским и всея Руси.

    Важным "нестроением" были разночтения в текстах богослужебных книг, что вело к нарушению единства церковной обрядности. Необходима была унификация богослужебной литературы. Встал вопрос, что взять за образец при проведении "книжной справы" - московские "старые книги и уставы" или греческие оригиналы. Отношение к восточному (греческому) православию в России было двойственным. Положение единственного в мире православного государства породило, по словам В.О. Ключевского, "национально-церковное самомнение", представление о Московском царстве как о единственном хранителе "истинного" христианства. В обрядах Русской и Восточных церквей имелись расхождения, которые, как считали в Москве, доказывали, что на Востоке "православие пестро стало". Но единство догматов сохранялось, и Русская церковь для исправления книг нуждалась в греческих образованных специалистах: московским книжникам не хватало богословских и лингвистических познаний. Некоторые из ревнителей (Стефан, Никон, Ртищев, сам царь) считали высшим авторитетом греческий канон, другие, особенно провинциальные, - отечественное церковное "предание".

    Став патриархом, Никон управлял церковью жестко и деспотично. Он отмежевался от своих товарищей по кружку ревнителей, не желая допускать их возвышения. 14 марта 1653 г. патриарх разослал по приходам "память" (циркуляр), предприписывавшую творить крестное знамение не двумя, а тремя перстами, как у греков. Изменение вводилось не по постановлению собора, а по его единоличному решению; двоеперстное же крестное знамение было утверждено Стоглавым собором 1551 г. Старомосковскую религиозность отличало чрезмерное значение, придаваемое обрядности, на уровне обыденного сознания доходившее до подмены ею вероучения; покушение на нее могло казаться ересью. Ревнители благочестия выступили с протестом против нововведения, Никон ответил репрессиями - в1653 г. И. Неронов, Аввакум, Лазарь, Даниил были сосласны. Царь, находясь под влиянием Никона в тот момент, за них не заступился.

    В 1654 г. Поместный собор принял решение править книги по греческим образцам. Претерпела изменения и обрядность: вводился четырехконечный крест наряду с восьмиконечным, полагалось произносить "аллилуйя" не два, а три раза, вместо "Исус" писать "Иисус" и т.д. После "книжной справы" богослужебные тексты сократились, что позволило утвердить единогласие.
    Реформу Никона поддержали вселенские патриархи. Патриарх Антиохийский, приехав в Москву, в феврале 1656 г. провозгласил анафему соблюдающим старый обряд, а в апреле 1656 г. ее подтвердил Поместный собор. Правда, греки объясняли, что первична общность догматов и разница в обрядах не повод для отлучения. Никон же подчеркивал, что анафема следует не за обряды, а за неподчинение церкви.

    Недовольствуясь только положением владыки Никон вмешивался в мирские дела: во время отлучек царя возглавлял правительство, повелевал боярами. Его как и Филарета (отца первого царя из Романовых - Михаила Федоровича) именовали "великим государем". Царь Алексей Михайлович стал уставать от претензий второго "великого государя" на политическое первенство. Он перестал посещать службы, которые вел патриарх, приглашать его на приемы во дворец. Никон обиделся, отказался от патриаршества и уехал в Воскресенский Новоиерусалимский монастырь (к северо-западу от Москвы). Ждал, что царь его позовет обратно. Но тот стал подыскивать нового патриарха. 8 лет Никон не давал официального согласия на уход с патриаршего места. Только в 1666 г. состоялся суд, куда Никона привезли под охраной стрельцов. Его свели с патриаршества и сослали в Ферапонтов монастырь, потом перевели в Кирилло-Белозерскую обитель. Умер он в 1681 г.

    После падения Никона его противники подняли голову. Их вернули из ссылки и в обмен на низложение их врага добивались от них признания новых книг. Многие, однако, не допускали отказа от "древнего благочестия", и в 1664 г. было решено предать их соборному суду.
    Поместный собор апреля-июля 1666 г. оставлял шанс на идейное примирение: греческую обрядность он лишь рекомендовал и воздерживался от анафемы за старый обряд. Большой же Московский собор (декабрь 1666 - январь 1667 г.), проходивший с участием вселенских патриархов, отлучил старообрядцев как еретиков. Поставив точку в деле Никона, он закрепил результаты проведенной им церковной реформы. Часть старообрядческих лидеров покаялись, но непримиримым остался Аввакум. Сосланный в Пустозерск, он в своих посланиях призывал к неподчинению церкви, ставшей "еретической", и осуждал власть, ей покровительствующую.

    За старый обряд открыто выступила братия Соловецкого монастыря, в 1668 г. оказавшись принять новые книги и игумена-"никонианина". На усмирение обители выслали войска. Монахи сидели в осаде до 1676 г.. Они перестали молиться за царя Алексея, провозгласив разрыв не только с церковью, но и с государством. После падения монастыря большинство уцелевших защитников казнили. Из полутора тысяч монахов в живых осталось 60 человек.

    Религиозный раскол общества стал фактом. Сторонники старого обряда, главным образом из низшего духовенства, потерпев поражение во внутрицерковном споре, шли с проповедью к мирянам. Отлученные от церкви, расколоучители проповедовали по улицам и площадям. Их слово находило отклик в социальных низах, несведущих в богословии, но искавших объяснения ухудшению своего положения. Последняя попытка овладеть церковью имела место во время стрелецкого восстания 1682 г. ("Ховащины"). Раскольники во главе с Никитой Пустосвятом добились открытого "прения о вере" в Грановитой палате 5 июля 1682 г. Стрельцы, бывшие в те месяцы хозяевами Москвы, не поддержали их, и их вожди были казнены. Государство и церковь ужесточали репрессии. Собор 1681 г. подтвердил положение о предании расколоучителей "градскому суду". Указ патриарха Иоакима в 1684 г. предписывал казнить нераскаявшихся раскольников. Спасаясь от преследований, раскольники бежали в глухие места Севера, Поволжья, Сибири. Раскольники все больше стали вступать на путь пассивного сопротивления злу, уходя из жизни. Они шли на групповые самосожжения (37 "гарей" в 1675-1695 гг.) и массовые запощевания (голодную смерть).
    Только в 20 в. на церковном Соборе 1971 г. гонения на старообрядцев были признаны ошибочными.

    ПРОТОПОП АВВАКУМ.

    Аввакум Петрович (1620-1682) - человек несгибаемой воли и мужества, блестящий оратор-трибун и талантливейший писатель своего времени. "Богатырь-протопоп", по характеристике С.М. Соловьева, Аввакум стал духовным вождем раскола. Сын сельского священника села Григорьева Нижегородского уезда, он по рекомендации С. Вонифатьева был назначен протопопом в Юрьевец-Поволжский, где пытался насадить благочестие методами принуждения. Паства такие методы не приняла, протопоп был жестоко избит и бежал в Москву, где был приставлен к "книжной справе". В 1653 г. был сослан в Тобольск. В 1663 г. возвращен из ссылки. Его обхаживали при дворе и прочили ему место царского духовника, но он возобновил борьбу против реформы и в 1664 г. был сослан в Мезень. После проклятия на соборе 1667 г. его и трех других расколоучителей - Никифора, Лазаря и Епифания - заточили в земляной тюрьме Пустозерского острога (последних двух - с урезанием языка), где он провел 15 лет и написал автобиографическое "Житие протопопа Аввакума, им самим написанное". "Житие Аввакума" - памятник весьма необычный в древнерусской книжной традиции. Герой и автор житейного повествования объединяются в одном лице - это качественно новое явление в литературе. При чтении "Жития" поражает его язык - разговорный, даже просторечный стиль в бытовых сценах сменяется возвышенно-книжным в богословских частях. Необычно и содержание: этот труд объединяет в себе черты традиционного жития, автобиографии, исповеди и проповеди.
    Бичуя "никонианскую ересь", протопоп также осуждал "латинские обычаи и немецкие поступки", светское знание. В 1682 г. Аввакум и его "соузники" за "великие на царский дом хулы" были сожжены в срубе.
     
    Священномученик протопоп Аввакум, священномученик Павел епископ Коломенский, священномученик диакон Феодор, преподобномученик инок Епифаний и священномученик иерей Лазарь. Икона XIX в.
    Категория: Из истории России. | Добавил: salamandra (28.05.2012)
    Просмотров: 3816 | Рейтинг: 5.0/8