|
Царь-колокол.![]() Христианская традиция колокольного звона появилась в Западной Европе в 5 веке. Легенда гласит, что святой Павлин, епископ Ноланский, однажды увидел сон, в котором обычные полевые колокольчики издавали божественные звуки. Проснувшись, епископ повелел отлить из меди первые церковные колокола. В Византии колокола получили распространение незадолго до Крещения Руси, в 865 г., когда венецианский дож прислал в дар императору Михаилу двенадцать больших колоколов. Россия также заимствовала колокола из Западной Европы: само русское слово "колокол" происходит от немецкого "glocke", а церковное название колокола - "кампан" - произошло от названия итальянской Кампании, где некогда жил святой Павлин. Начиная с 15 в. в России появилась своя уникальная школа колокольного литья. По сей день самым знаменитым колоколом в мире остается русский Царь-колокол, который так никогда и не был поднят на звонницу. Колокол создавался по указу императрицы Анны Иоанновны с 1730 г. Сыну фельдмаршала Миниха было поручено для этой работы найти в Париже мастера. Миних предложил эту работу выполнить королевскому механику Жерменю, но тот посчитал это шуткой - отлить колокол такого огромного размера, как желала императрица (по указу вес колокола должен был достигнуть 10 тысяч пудов). В конечном итоге работы были поручены знаменитому мастеру-литейщику Ивану Федоровичу Маторину. Предварительно Маторин отлил небольшую (12 пудов) модель колокола. После чего все чертежи, в том числе и схема подъёма, были отправлены в Петербург на утверждение. После всех согласований русский мастер приступил к работе. Формовка колокола производилась на Ивановской площади. Для этого была вырыта яма 10 м глубины. Чтобы кожух выдержал давление расплавленного металла, всё пространство между формой колокола и стенами литейной ямы засыпали землёй, тщательно её утрамбовав. Иван Моторин умер, не успев закончить отливку. После смерти мастера дело продолжил его сын Михаил. В ночь на 25 ноября 1735 г. самый большой в мире колокол был отлит. Его высота составила 6,24 м, диаметр - 6,6 м, масса - около 200 т. Согласно анализу, проведённому в лаборатории минного корпуса, в сплаве содержится меди - 84,51 %, олова - 13,21 %, серы - 1,25 %, золота - 0,036 % (72 кг), серебра - 0,25 % (525 кг). После остывания колокола начались чеканные работы. Помимо уникальных размеров, колокол замечателен красотой своей формы и тонко прорисованных скульптурных украшений: барельефных портретов царя Алексея Михайловича и императрицы Анны Иоанновны, а также поясков и картушей с барочным растительным орнаментом с изображениями святых, ангелов и надписями об истории создания колокола. Колокол находился в яме, стоял на железной решетке, которая опиралась на 12 дубовых свай, вбитых в землю. Над ямой было сделано деревянное перекрытие. 20 мая 1737 года во время Троицкого пожара в Москве загорелась деревянная постройка над ямой, в которой стоял колокол. В яму стали падать горящие брёвна. Чтобы колокол не расплавился, сбежавшийся народ стал заливать водой раскалённый металл. В результате быстрого и неравномерного охлаждения колокол дал 11 трещин и от него откололся значительный кусок весом 11,5 т. Однако, современные исследования подвергают сомнению тот факт, что колокол, изготовленный из пластичной колокольной бронзы, мог расколоться во время пожара и предполагают, что трещины возникли из-за допущенных нарушений в технологии (остывающий после отливки колокол мог быть оставлен на стержне и треснул из-за обжимания), а пожар мог стать удобным оправданием. В пользу этой версии говорит то, что в 1736 году Моторин получает за отливку Царь-колокола всего 1000 рублей и чин цехмейстера литейных дел "за труды и ради обновления колокольного завода", пострадавшего от пожара. А позже за отливку колоколов для Новодевичьего монастыря и Троице-Сергиевой Лавры он просит 8000 рублей за колокол. Неоднократные попытки (в 1792 году и в 1819 году) извлечения колокола из ямы оканчивались неудачей. Наконец, в 1836 г. эта работа была поручена петербургскому архитектору французу Огюсту Монферрану, который разработал проект подъемного устройства и специального каменного постамента для установки на него Царь-колокола. После первого неудачного подъема, во время которого оборвалось несколько канатов, механизм был усовершенствован, колокол извлечен из ямы и как образец литейного искусства установлен на восьмигранном постаменте из песчаника у колокольни Ивана Великого, где и стоит поныне. ![]() |