Четверг, 21.09.2017, 06:13
Категории раздела
Достопримечательности России. [26]
Мировые достопримечательности. [22]
Меню сайта
*****
Реклама.
Поиск
TeaserNet
Календарь
«  Январь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • +1
    Статистика
    Яндекс.Метрика
    Статистика.
    ...

    Достопримечательности.

    Главная » Статьи » Достопримечательности России.

    Усадьба Архангельское.

    Усадьба Архангельское - один из шедевров дворцово-паркового искусства - находится в 20 километрах к западу от Москвы, в Красногорском районе Московской области. Эта усадьба - уникальный памятник русской художественной культуры. Всемирную известность Архангельскому принесли и необыкновенная красота самой усадьбы, и разнообразие уникальных музейных коллекций.
    Здесь, по словам А. И. Герцена, "человек встретился с природой под другим условием, нежели обыкновенно. Он потребовал от неё перемен декораций, чтобы из красоты естественной, сделать красоту художественную, очеловечить её".

    Усадьба впервые упоминается в 30-е годы XVI века, как "сельцо Уполозы на реке на Москве". Деревянная церковь в честь Архангела Михаила, построенная в том же столетии, дала второе название это небольшой подмосковной вотчине. В середине XVII века вместо деревянного был построен каменный храм.

    Одоевские, Черкасские и, наконец, с 1703 года Голицыны - всё это бывшие владельцы Архангельского. Князь Дмитрий Михайлович Голицын (1665 - 1737) - сподвижник Петра I, сенатор и президент Камер-коллегии был одним из образованейших людей своего времени. При нем здесь был выстроен дом в 13 покоев с печами из голландских изразцов, дубовой мебелью и свинцовыми переплётами на окнах, а главной ценностью уже в те годы являлась огромная библиотека и собрание редкостей - самые, вероятно, большие тогда в России. Имелись в Архангельском и оранжереи, где росли благородные лавр, мирты и экзотические растения. Дмитрий Михайлович начал разбивку регулярного сада, но закончить дело не успел: в 1736 г. его обвинили в государственной измене, заговоре и заключили в Шлиссельбургскую крепость, где через несколько месяцев князь скончался. Все его имения были конфискованы и только в 1773 г., уже при Екатерине II, возвращены потомкам.

    Князь Николай Алексеевич Голицын (1751 - 1809) , приехав в Архангельское, нашёл дом заколоченным, библиотеку и оранжереи разорёнными, а сад запущенным и заросшим. Однако само место показалось ему настолько прекрасным, что в 1780 г., путешествуя за границей, он заказал французскому архитектору Шарлю де Герну проект большого загородного дома, а затем пригласил жившего в России итальянского архитектора Джакомо Тромбаро для разбивки террасного парка. И вот на протяжении нескольких десятилетий Архангельское стало постепенно обретать тот вид, который и прославил усадьбу как одного из великолепнейших дворцово-парковых ансамблей Подмосковья.

    На вершине холма вырос дворец строгих и гармоничных пропорций. Его стены, почти лишённые украшений, разнообразят лишь колонны - тосканские внизу и лёгкие коринфские вокруг бельведера. Полукилометровая подъездная аллея ведёт к арке въездных ворот. Обширный парадный двор с цветником и скульптурами обнимает ещё одна изящная колоннада, соединяющая Большой дворец с флигелями. Южный фасад обращен к террасам регулярного парка и составляет единственный в своём роде пример идеального синтеза архитектуры и природы. Парковые террасы с их балюстрадами, лестницами, фонтанами, обелисками и симметрично расставленными мраморными скульптурами спускаются к бархатистой зелени партеров, обрамлённых густыми кустами аллей. Кроме дворца в ансамбль вошли две большие оранжереи с жилыми флигелями, малый дворец "Каприз", манеж, обелиски и более 50 гипсовых и мраморных скульптур.

    Голицын умер в 1809 г. Его вдова продала имение князю Николаю Борисовичу Юсупову, одному из богатейших людей в России, ценителю искусств и меценату, и тот, пленившись усадьбой, не жалел на неё с тех пор ни сил, ни денег. При новом хозяине начался подлинный расцвет усадьбы. Архангельское стало одним из самых популярных центров светской жизни Москвы. Усадьбу посещали российские императоры, знатные дворяне, политические деятели, известные поэты и публицисты.
    Архангельское стало, с одной стороны, хранилищем собранных владельцем усадьбы сокровищ искусства, а с другой - местом, позволяющим вести свободную, роскошную и праздную жизнь.
    Именно "музейное" назначение дворца, на стенах которого разместились собрания художественных коллекций, обусловило сравнительную сдержанность и лаконизм его интерьеров. Холодноватый - бледно-зелёный, голубой, сероватый, фисташковый - колорит стен, присутствие позолоты лишь на предметах обстановки, строгая отделка наддверных участков и потолков лепниной и гризайлевой росписью, гладкие белые печи и камины - всё было призвано создавать изысканный, безупречный фон для живописи и скульптуры. Большие окна и выходящие в сад стеклянные двери подчёркивали загородный характер дворца и делали парк составной частью интерьеров наравне с гладкими одноцветными паркетными полами и многочисленными зеркалами.

    Серебристо-серый парадный вестибюль выглядит необычайно торжественным благодаря колоннам золотистого мрамора, белой балюстраде верхнего яруса, мебели из карельской берёзы, золочёным торшерам и огромной люстре, на тонкой нити парящей под потолком. Он скупо украшен нишами со скульптурными группами и ведёт в двусветный Овальный зал - центральное и самое большое помещение дворца. Из Овального зала открывается прекрасный вид на парковые террасы и партер. Из середины зала хорошо просматривается насквозь и весь дворец с ориентированными по сторонам света анфиладами.

    Среди залов южной анфилады - Императорский, в котором собраны портреты русских монархов XVIII - начала XIX в., а также Парадная спальня в голубых с серебром тонах. Западная анфилада включает в себя два угловых восьмиугольных Салона Юбера Робера, главное украшение которых - живопись этого художника, очень модного во второй половине XVIII - начале XIX в. Разделяет Салоны Античный зал, где хранятся древнеримские подлинники I - III вв. и их итальянские и французские копии. В северную анфиладу входят зал Тьеполо (с полотнами этого художника), Парадная столовая, Большая гостиная и Музыкальный салон. Восточная анфилада состоит из трёх небольших жилых комнат с низкими потолками, первоначальная обстановка сохранилась только в последней - Кабинете князя. Жилыми покоями занят и второй, антресольный, этаж дворца, куда можно попасть через изящные лестницы аванзала, оформленные в виде беседок-боскетов с алебастровыми фигурками амуров среди нарисованных кустов белой сирени.

    Дворец в Архангельском был, вероятно, единственным в России, где интерьеры целиком подчинялись ведущей роли произведений искусства. Коллекция Юсупова насчитывала более 500 картин европейских живописцев, преимущественно XVII - первой половины XIX в., в том числе Рембрандта, Ван Дейка, К. Лоррена, К. Ж. Берне, Дж. Б. Тьеполо, Ф. Буше, Ж. Б. Грёза, Ж. Л. Давида, П. Ротари, Э. Виже-Лебрён, Г. Робера и др. Их дополняли многочисленные гравюры и рисунки, превосходные изделия из бронзы, фарфора и фаянса (князь и у себя в Архангельском с успехом пытался делать фарфор, чтобы дарить его гостям усадьбы), а также серебро и уникальные драгоценные камни.
    Замечательна юсуповская библиотека на втором этаже: в ней после смерти владельца насчитывалось свыше 30 тыс. книг по различным отраслям знания на основных европейских языках. Здесь хранились редчайшие издания и рукописи, в том числе "Острожская библия", выпущенная русским первопечатником Иваном Фёдоровым в 1581 г., "Патерик или отечник печерский", памятник древнерусской литературы, написанный в XIII веке и напечатанный в Киеве в 1678 году, французский "Часослов" рубежа XV - XVI вв., Библия Мартина Лютера, напечатанная в 1565 г. в Виттенберге. Обстановка библиотеки простая: гладкие сосновые полы, стены без всякой отделки, книжные шкафы красного дерева, письменные столы, стулья, лампы. Характерным для XVIII в. "куриозом" была помещённая в одной из библиотечных комнат кукла, изображающая французского философа Жана Жака Руссо величиной в человеческий рост. При запуске особого механизма автомат приходил в движение, приподнимался и приветствовал посетителя. Кукла эта сохранилась до наших дней, но управлявший ею механизм уже не действует.

    Юсупов жил в Архангельском на широкую ногу: давал балы и праздники (последний состоялся в 1826 г., во время коронации Николая I), устраивал пышные охоты. Он завёл собственный театр, ставший известным не только хорошо подготовленной крепостной труппой, но и декорациями работы прославленного итальянского художника Пьетро Гонзаго. В имении были уникальные коллекции оранжерейных растений, а также зверинец, где содержались редкие животные вроде тибетских яков. В зимних садах между мраморными скамьями и фонтанами порхали яркие колибри и попугаи. В пруду плавали ручные рыбы, сквозь жабры которых были продеты золотые кольца. Подивиться на эти чудеса приезжали коронованные особы, иноземные путешественники и отечественные любители изящного.
    Князь Н. Б. Юсупов умер в 1831 г. 80 лет от роду. При его сыне все разорительные затеи в Архангельском были прекращены: оранжереи и зверинец проданы, театральная труппа распущена, фарфоровый завод сдан в аренду, а большая часть наполнявших дворец сокровищ перевезена в петербургский особняк.

    Архангельское погрузилось в долголетний сон, из которого его лишь изредка выводил приезд кого-нибудь из хозяев. Тогда над бельведером на несколько дней вновь взвивался юсуповский флаг (на белом фоне красный полумесяц и звезда - род Юсуповых имел татарские корни и до XVIII в. исповедовал мусульманство).
    Пробудилась усадьба только в 90-х гг. XIX в., когда владельцами его стали княгиня 3. Н. Юсупова, в замужестве графиня Сумарокова-Эльстон, и её сын Феликс Юсупов (в 1916 г. он принял участие в убийстве Григория Распутина). Дворец был отреставрирован и частично переоборудован, парк приведён в порядок. По приглашению хозяев в роскошном имении стали гостить художники: К. А. Коровин, А. Н. Бенуа, К. Е. Маковский, В. А. Серов. Революция 1917 г. заставила Юсуповых навсегда покинуть Россию. В 1919 г. имение было национализировано и в нём открылся музей.

    Усадьба Архангельское в наше время представляет собой музей с уникальными собраниями живописи XVII - XIX веков, гравюры, скульптуры и декоративно-прикладного искусства. В музее хранится одна из крупнейших в России коллекций редких книг - около 16 тысяч томов - уникальное собрание, где широко представлены почти все отрасли науки и техники прошлого, классическая литература и искусство. На полках старинных шкафов почти каждая книга - большая редкость: первые издания Расина, Гольдони, Руссо, Монтескье, знаменитая энциклопедия Дидро и Даламбера, "Грамматика" М. Ломоносова и "Механика" Л. Эйлера, напечатанные при жизни великих ученых, издания известного русского просветителя Николая Новикова, редкие географические атласы, альбомы гравюр и т.д.

    С 1998 года в музее-усадьбе Архангельское, возрождающей прежние традиции, проводятся концерты классической музыки "Осенний дивертисмент в Архангельском" и музыкальные вечера под открытым небом.
     
    Категория: Достопримечательности России. | Добавил: salamandra (04.01.2013)
    Просмотров: 3336 | Рейтинг: 5.0/4