Четверг, 21.09.2017, 06:26
Категории раздела
Достопримечательности России. [26]
Мировые достопримечательности. [22]
Меню сайта
*****
Реклама.
Поиск
TeaserNet
Календарь
«  Февраль 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
272829
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • +1
    Статистика
    Яндекс.Метрика
    Статистика.
    ...

    Достопримечательности.

    Главная » Статьи » Достопримечательности России.

    Софии Новгорода и Киева.
    София Новгородская.
     
    София Киевская.
     
    Заложенный в 1037 г. собор Святой Софии стал центром киевской митрополии и был призван, по мысли Ярослава Мудрого, приобщить недавних язычников к христианству.
    Пятинефный 13-главый крестово-купольный храм выстроен преимущественно из плинфы (широких и тонких кирпичей) и с трех сторон окружен двухъярусными галереями, в которые встроены 2 башни с лестницами, ведущими на хоры. Тринадцать глав Киевской Софии олицетворяют Христа с 12 апостолами, а 4 главы, ближайшие к главному куполу, - евангелистов. Собор возводили константинопольские мастера при участии киевских. Интересно, что прямых аналогов в византийской зодческой традиции у Софии нет: по всей империи тогда возводили трехнефные и одноглавые храмы (к слову, большинство последующих храмов Киева также были трехнефными).
    София довольно сильно пострадала от нашествия Батыя, в 16 - 17 в.в. подверглась многочисленным перестройкам и в начале 18 в. приобрела черты украинского барокко. Об облике собора 11 в. можно судить лишь по восточной части храма, которая сохранилась до наших дней в первоначальном виде.
    Киевскую Софию называют шедевром "мерцающей живописи". Двенадцать мощных крестообразных столбов расчленяют огромное внутреннее пространство храма: каждый, кто оказывается в храме, ступает от полумрака боковых помещений к световому пространству над средокрестием. Живописное украшение - мозаики и фрески, покрывающие столбы, стены и своды храма, - в целом следует византийским образцам. В главном куполе - Христос Вседержитель, в простенках - вереницы святых, словно идущих по воздуху в неторопливом ритме песнопения. В алтарной апсиде - Богоматерь Оранта с воздетыми к небу руками (мозаичное изображение молительницы и защитницы Киева и Руси). Собор расписан фресками не только на религиозные сюжеты, есть и сценки светского характера со скоморохами и музыкантами, играми на Константинопольском ипподроме (на стенах лестничной (северной) башни), а также групповой портрет семьи Ярослава Мудрого (в западной части центрального нефа: на южной стене размещены портреты сыновей, на северной - дочерей, в центре восседает Христос на троне, подле него князь Владимир, княгиня Ольга, Ярослав Мудрый и его жена Ирина, дочь шведского конунга).
    Традиции византийско-киевского зодчества нашли свое отражение и в Новгородской Софии, с которой тесно увязан и культ Софии Премудрости Божией.
    С конца 10 века Новгород с 13-главным деревянным храмом Софии являлся вторым по значению духовным и политическим центром Руси.
    Каменный Софийский собор в Новгороде, воздвигнутый в середине 11 в. князем Владимиром, сыном Ярослава Мудрого, по-своему величав и по-северному суров.
    Его заложили в детинце в 1045 г. на месте сгоревшей в 989 г. "дубовой" Софии и строили около 7 лет. Высота храма (от древнего пола, что примерно на 2 м ниже современного) почти 40 м, ширина составляет 100 греческих футов (такова длина Киевской Софии). Вместе с прилегающими галереями длина храма достигает 34,5 м, а ширина - 39,3 м.
    Как и София Киевская, это пятинефный крестово-купольный храм, однако более простой по своей планировке: у него только пять глав, 3 апсиды вместо пяти (центральная устроена в форме пятигранника. а боковые возведены округлыми). Мощное, тесно сгрудившееся пятиглавие дополняет лишь одна громадная глава лестничной башни, ведущей на хоры. Стены собора, сложенные из огромных камней и плинфы, представляли собой гигантскую мозаику различных оттенков - от фиолетово-серых до зеленых и желтых, - кирпичного орнамента и цветных покрасок. Арки, арочные перемычки и своды выложены из кирпича. Позднее собор был оштукатурен и побелен, что придало ему особую величественность. На большие плоскости стены членят сильно выступающие лопатки, что вкупе с маленькими проемами без обрамления придает зданию особую мощь и монументальность.
    Круговые галереи-паперти первоначально задумывались одноярусными, но в ходе строительства добавили второй. Хотя новгородский собор возводили с оглядкой на киевского собрата, он несет в себе новые, самобытные черты архитектурной школы Северной Руси: суровую мощь, простоту форм и скупость декора. Западный портал знаменит бронзовыми Магдебургскими вратами (или "Сигтунскими дверями"), созданными в романском стиле немецкими мастерами, украсившими их многочисленными горельефами и скульптурами. Захвачены врата эти были новгородцами в 1187 г. в качестве трофея. Внутри собор был расписан фресками, до наших дней дошли лишь фрагменты росписей 11 - 12 в.в. (тесно связанных с византийско-киевской школой; от первоначальной росписи сохранились фрески с изображением святых Константина и Елены, а также ветхозаветных пророков).
    На кресте центрального купола красуется свинцовая фигура голубя (символ Святого Духа). Осенью 1942 г. крест из России вывезли испанские добровольцы (из "Голубой дивизии"), сражавшиеся на стороне Германии. После войны на куполе установили крест-двойник, а подлинник до недавнего времени хранился в Испании, в храмовой галерее Военно-инженерной академии под Мадридом. В 2004 г. Испания добровольно вернула святыню России.
    Собор в 1930 г. закрыли и передали в ведение Новгородского музея-заповедника. Во время войны храм сильно пострадал, но был восстановлен, а в 1991 г. передан церкви и освящен патриархом Алексием Вторым.
    Категория: Достопримечательности России. | Добавил: salamandra (08.02.2012)
    Просмотров: 14420 | Рейтинг: 5.0/26