Пятница, 22.09.2017, 07:35
Категории раздела
Достопримечательности России. [26]
Мировые достопримечательности. [22]
Меню сайта
*****
Реклама.
Поиск
TeaserNet
Календарь
«  Октябрь 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • +1
    Статистика
    Яндекс.Метрика
    Статистика.
    ...

    Достопримечательности.

    Главная » Статьи » Мировые достопримечательности.

    Потала.
     
    Потала в городе Лхасе (в Тибете) - царский дворец и буддийский храмовый комплекс, общей площадью 360 тыс. кв.м. Сегодня дворец Потала является музеем, оставаясь местом паломничества буддистов. Ввиду огромной культурной, религиозной, художественной и исторической ценности, комплекс внесён в 1994 году в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

    Дворец получил имя в честь горы Поталака на юге Индии, считающейся "чистой землёй" бодхисаттвы Авалокитешвары (он олицетворяет сострадание всех будд). В буддизме у каждого будды и божества есть своя "персональная" райская обитель. У Авалокитешвары это Потала.

    Дворец был резиденцией двух наиболее выдающихся правителей Тибета во всей его истории - Сонгцэна Гампо и Далай-ламы V, почитающихся в Тибете как земные воплощения Авалокитешвары. Для верующих тибетцев Потала больше чем резиденция правителя, это небеса на земле, обитель их небесного защитника (Авалокитешвара считается божеством - покровителем Тибета).

    Царь Сонгцэн Гампо был первым правителем, в VII в. объединившим весь Тибет и принявшим буддизм. Он перенёс столицу из Цеданга в Лхасу (в переводе с тибетского "земля богов"). В 637 г. рядом с городом вырос 11-ти этажный дворец-крепость на Марпори (Красной горе), названный Потранг Карпо (Белый дворец). После распада Тибетской империи в начале IX столетия Лхаса более чем на 800 лет перестала быть столицей единой страны. К XVII веку неумолимое время, беспощадный огонь, ветер и всё сметающие на своём пути завоеватели почти полностью разрушили первоначальные постройки.

    Новая страница в судьбе дворца связана с Далай-ламой V, после многих веков раздробленности подчинившим своей власти весь Тибет. Далай-лама V, которого в народе называли просто Великий Пятый, был наиболее любим тибетцами за мудрое и справедливое правление и, конечно же, за создание дворца в Лхасе. Кроме Поталы он соорудил и восстановил несколько больших монастырей. В 1645 г. Поталу начали возводить, а в 1648 г. уже закончили восточное крыло и Кангьюр Лхаканг - храм, в который поместили священный буддийский канон в 108 томах (собрание слов Будды, записанных золотыми чернилами на черной бумаге). Часть комплекса, известная сейчас как Потранг Карпо - Белый дворец, была в основном завершена к 1653 г. Далай-лама V занял свои покои, и с этого момента дворец Потала стал официальной резиденцией духовного и светского правителя Тибета.

    Дворец был построен в общем тибетском стиле: фундамент заложили, сообразуясь с природой скал, т. е. не затрагивая выступов и заполняя углубления. От старого дворца VII в. внутри современной части остались только две комнаты, высеченные в скале. Одна - Чогьел Друпук (Пещера для медитации императора), другая - хранилище для драгоценных реликвий. Рядом с ними расположен Пакпа Лхаканг - священный храм, в котором собраны наиболее почитаемые древние статуи. По легендам, из дворца вели подземные ходы. На острове, где уединялся для медитации Далай-лама V, позднее возвели Лукханг - храм нагов. Первые два этажа украшены росписями, иллюстрирующими буддийские легенды. На третьем этаже сохранились фрески, изображающие тайные упражнения йогов с подробными комментариями к ним.

    Центральная верхняя часть дворца, известная как Потранг Марпо - Красный дворец, сооружалась в 1690-1694 гг. уже после смерти Великого Пятого. Строительство продолжил главный министр и регент Деси Сангье Гьямцо. Боясь снова ввергнуть страну в хаос междоусобиц и безвластия, он в течение 16 лет скрывал смерть Далай-ламы V, правя страной от его имени, - уникальный случай в мировой истории! Народу объявляли, что Великий Учитель постоянно уединяется для духовной практики, и изредка издалека демонстрировали на крыше дворца его двойника.

    Далай-лама VI, Цангьянг Гьямцо, в 19 лет отказался от монашества и политической власти, предпочтя залам дворца ночлег в простой палатке. Славу ему принесли ставшие позднее народными песнями лирические стихи, допускающие как светское, так и мистическое толкование. Он проводил дни в беседах с людьми, а ночи - в кабаках. Тибетцы верили, что воплощение просветлённого мастера избрало такой принцип жизни, чтобы обучать других. Но монголы, которые также считали Далай-ламу V духовным главой, сочли, что воплощение было установлено ошибочно, и увезли его в Китай. По пути Цангьянг Гьямцо умер, а тело его таинственно исчезло. Многие тибетцы верили, что он чудесным образом спасся.

    На протяжении 300 лет памятник служил не только официальным дворцом далай-лам, но и представительством правительства Тибета и домом для 175 монахов Намгьял Трацанга - личного монастыря правителей. В конце XVIII столетия в парке на окраине Лхасы была построена летняя резиденция далай-лам Норбулинка (Драгоценный парк), и Потала осталась зимним дворцом.
    Внешний вид и размеры его почти не изменились с XVII в. Добавились лишь два верхних этажа и усыпальница Далай-ламы XIII. Сейчас дворец превращен китайцами в музей, однако для большинства тибетцев он остаётся важнейшим местом паломничества. Чувство благоговейного трепета охватывает каждого, кто приближается к подножию Поталы. Оно приковывает к себе взоры. Не существует ничего, с чем можно было бы сравнить этот дворец! Суровостью огромных открытых, лишённых украшений стен и смелыми плоскими откосами грозного юго-восточного фасада он, пожалуй, напоминает исполинские памятники древних, но того контраста цвета и окружающей природы, которому дворец и обязан в значительной степени своим грандиозным великолепием, нельзя найти больше нигде в мире.

    Для посещения доступна четверть всех помещений, но даже беглый их осмотр занимает полдня. Бесчисленные лестницы и полутёмные галереи, соединяющие просторные залы и небольшие уютные молельни, ведут всё выше и выше. Следуя традициям, паломники каждый этаж обходят по часовой стрелке. Когда возникает ощущение, что лабиринт не имеет конца, неожиданно оказываешься на самой крыше, и с высоты птичьего полёта открывается панорама долины Кьичу: красно-жёлтые склоны гор, старый город, окружённый со всех сторон уродливыми кварталами современных типовых зданий, и телебашня на соседней горе Чакпори, где когда-то располагалась знаменитая Тибетская медицинская академия.

    Дворец состоит из двух частей, получивших свои названия по окраске стен. Внешний, или Белый, дворец служил в основном светским целям. Здесь в северном и южном крыльях заседал кашаг - тибетское правительство. Северо-восточный угол и внутренний двор занимала основанная в XVIII в. Далай-ламой VII Це лобдра - элитное учебное заведение для детей из аристократических семей. Выходящие во внутренний парк четыре этажа восточного фасада занимали покои далай-ламы. После смерти далай-ламы его личная комната обычно становилась мемориальным храмом, а для преемника оборудовали новые апартаменты.
    Великолепие залов трудно оценить посетителю, поскольку полумрак разгоняет лишь свет тысяч масляных лампад, разжигаемых благочестивыми паломниками. Запах топленого масла яка, которым наполняют лампады, всегда ассоциируется с Тибетом.
    Большие и малые залы предназначались для частных и официальных приёмов посетителей. В каждом устанавливали трон, который мог занимать только далай-лама. Самым большим является Восточный зал, 64 колонны которого поддерживают потолок высотой в три этажа. Именно в нём совершалось возведение на трон далай-ламы, начиналось празднование Нового года (лосара) и принимались делегации.

    Во внутренней части Поталы, Красном дворце, безраздельно господствовали монахи личного монастыря далай-ламы, исполнявшие различные ритуалы и сакральные церемонии и просто поддерживавшие порядок. Здесь почти любое помещение - храм, посвященный одному или нескольким божествам. Центр Красного дворца занимают мемориальные залы с усыпальницами-ступами далай-лам (с Пятого до Тринадцатого, за исключением Шестого).
    Ступа в буддизме - священное сооружение, символизирующее просветлённое состояние Будды, и, кроме того, вертикальная модель мироздания. Её части олицетворяют отдельные элементы Вселенной, а ступени наверху соответствуют уровням приближения к просветлению. В Потале есть зал, в котором находятся восемь ступ разных видов вместе, все большого размера. Первоначально ступы служили усыпальницами. Так, тело Гаутамы Будды после смерти было кремировано, а помещённый в ступы-курганы прах установили в восьми местах, где произошли наиболее значительные события его жизни. В дальнейшем в ступы стали замуровывать прах буддийских подвижников. Инкрустированные драгоценными металлами и камнями ступы с реликвиями далай-лам (сердунг) достигают в высоту нескольких метров. Самый большой и богато украшенный - сердунг Великого Пятого, на сооружение которого ушло несколько тонн серебра.

    Среди самых известных статуй, установленных в залах, статуя грядущего Будды - Майтреи, в голове которого помещены части черепа и мозга знаменитого индийского учителя Атиши, с именем которого связывают вторую волну распространения буддизма в Тибете в XI в. Особо почитается золотая статуя Авалокитешвары с 11 головами и тысячами рук. По преданиям, голова бодхисаттвы раскололась на такое количество частей от картины страданий всех существ. Множество рук символизирует его помощь и заботу. Далай-ламы считаются земными воплощениями именно этой формы божества.

    Один из наиболее почитаемых в Тибете учителей - Падмасамбхава, сыгравший в VIII в. решающую роль в утверждении буддизма. В Потале представлены статуи, изображающие восемь различных обликов великого учителя, двух его супруг-соратниц, индийских мастеров видьядхаров (Держателей Знания).

    В длинных коридорах, освещавшихся ранее масляными светильниками, теперь провели электричество, укрепили стены, но прошлое дворца ещё напоминает о себе буддийскими божествами, книгами на деревянных стеллажах и молитвенными флагами. Тысяча позолоченных Будд в отблесках мягкого света бесчисленных светильников - свидетельство того, что мы живём в мире непостоянства и иллюзий.
     
    Использованы материалы книги "Замки. Дворцы." Москва, 2007 г., Мир энциклопедий Аванта+.
     
    Категория: Мировые достопримечательности. | Добавил: salamandra (25.10.2012)
    Просмотров: 1660 | Рейтинг: 5.0/12