Пятница, 22.09.2017, 07:35
Категории раздела
Достопримечательности России. [26]
Мировые достопримечательности. [22]
Меню сайта
*****
Реклама.
Поиск
TeaserNet
Календарь
«  Май 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • +1
    Статистика
    Яндекс.Метрика
    Статистика.
    ...

    Достопримечательности.

    Главная » Статьи » Достопримечательности России.

    Палаты Аверкия Кириллова в Москве.

    В центре Москвы, на острове, который теперь называют Золотым, у нового Патриаршего моста находится комплекс уникальных средневековых построек - палаты и храм. Оба здания возведены в середине 17 в. в характерной яркой стилистике, которую принято называть дивным узорочьем. В комплекс построек также входит корус, сооруженный перед церковным двором в 19 в. и называемый Набережным.

    Жилой дом и приходской храм рядом с ним построены на средства Аверкия Кириллова взамен старых зданий, стоявших на этом месте. Предания доносят имя одного из первых владельцев усадьбы - боярина Ивана Беклемишева по прозвищу Берсень, которое, вероятно, дало название местности. Народная молва связывает усадьбу и с именем известного зверствами опричника Ивана Грозного Малюты Скуратова. Ему приписывают устройство подземного хода под Москвой-рекой. Ход действительно фиксировался исследователями раннего советского времени, но, судя по церковным книгам, сам Малюта жил на противоположном берегу реки.

    Главный создатель ныне существующего комплекса думный дьяк Аверкий Стефанович Кириллов (1622-1682) занимал самые высокие государственные посты и во многом определял финансовую, торговую и промышленную политику державы. Во время Стрелецкого бунта в поддержку царевны Софьи он как сторонник Нарышкиных был обвинен в злоупотреблениях и растерзан стрельцами. Видимо, в это же время - в пору бурного каменного строительства в Москве - сложилась поговорка "От трудов праведных не наживешь палат каменных".

    Нарядные трехэтажные красно-белые палаты расположены в глубине небольшого участка на берегу Москвы-реки. За три с половиной века существования дома его нижний этаж-подклет "врос" в землю, и, чтобы увидеть его с внешней стороны, реставраторы выкопали вокруг него глубокие траншеи. Первоначально в дом попадали со стороны двора, но в конце 17 в. слева к зданию пристроили входную галерею с крыльцом, обращенным к реке. Вход на крыльцо (ныне заложенный) был декорирован двойной белокаменной аркой с гирькой и опорами-кубышками. В отделке самой галереи использованы редкие в московском зодчестве нарядные сине-белые изразцы. Основной же объем здания щедро украшен белокаменными наличниками самых разнообразных форм - их наборные стойки несут высокие сложные кокошники. Карнизы дополнены поребриком. На углах здания - сдвоенные колонки.

    Нарядные средневековые палаты в начале 18 в. получили уникальное для Москвы дополнение в формах раннего барокко. Обращенный к реке фасад дома обрел соответствующий Петровскому времени европейский вид. Он стал симметричным: в его середине возвели пристройку на этаж выше палат с новым парадным входом, а справа появился выступ, симметричный выступу галереи. Углы новых объемов рустованы, наличники завершены лучковыми сандриками с оригинальным лучеобразным заполнением. Широкий входной проем прикрыт арочным навесом на кронштейнах. Особенно необычно и нарядно выглядит завершение верхнего этажа - светелка. Она украшена большими белокаменными волютами, а также гирляндами в виде стилизованных заморских цветов и фруктов. В то время в Москве были дома подобной голландской архитектуры, но ни один из них не сохранился.
     
    Несмотря на сложную историю, дом хорошо сохранил интерьеры. Они производят сильное впечатление благодаря мощи стен и обилию сводчатых помещений. Основу всех трех этажей составляют обширные палаты, которые группируются по сторонам поперечных сеней. Во втором этаже есть особая Крестовая палата, названная так по выложенному в своде белокаменному Голгофскому кресту с текстом, указывающим дату строительства - лето 1657 г. Подобная памятная надпись - исключительный случай во всей истории русской архитектуры, поэтому вполне вероятно, что ее появление - результат деятельности Московского археологического общества.
     
    В 1730-х гг. палаты Аверкия Кириллова попали в казну и использовались для размещения различных учреждений. Их занимали Камер-коллегия, Московская контора Канцелярии конфискаций, Разрядно-Сенатский архив, Московская казенная палата. В первой половине 19 в. в здании разместилась Сенатская курьерская команда. Для нее в 1806 г. палаты были реконструированы по проекту архитектора А. Назарова. В 1860-х гг. "курьерский дом" обветшал и был назначен на слом, однако им заинтересовалось Московское археологическое общество, занимавшееся изучением и сохранением древностей. В 1870 г. палаты были переданы этой общественной организации, которая существовала здесь до 1923 г. Усилиями Археологического общества были проведены реставрационные работы: в ходе их разобрали позднейшие пристройки и сделали росписи "во вкусе допетровского времени". В советское время здание занимали научные учреждения. В 1950-х гг. палаты отреставрировали (архитектор Алферова), и в них разместился НИИ краеведческой и музейной работы (с 1992 г. - Институт культурологии).

    Церковь Николая Чудотворца построена в те же годы, что и палаты (1656-1657 гг.). Главный престол освятили во имя Живоначальной Троицы, поэтому у нее было и другое название - Троицы в Садовниках. Крупнейшим вкладчиком при строительстве приходского храма был Аверкий Кириллов, которому принадлежала расположенная в подклете под папертью семейная усыпальница. Некоторые исследователи предполагают даже, что храм соединялся с домом переходом. В 1812 г. церковь пострадала от пожара. При восстановлении была сооружена существующая доныне трапезная. Ее суховатые ампирные черты разительно отличаются от богатых, почти скульптурных форм храма.
    Церковь Николая Чудотворца типична для середины 17 в. и в то же время уникальна, как все храмы этого времени. Ее отличием является особая стройность подобного светильнику основного четверика. Высокий бесстолпный объем завершен горкой кокошников, поднимающихся к изящному, плотно сомкнутому пятиглавию. Барабаны глав охвачены аркатурно-колончатым фризом. Центральное окно второго света поражает и удивляет изысканной формой своего наличника. В сторону входа на церковный двор выступает паперть с колоритным массивным крыльцом, украшенным подвесной аркой с гирькой и похожим на Красное крыльцо палат. Перекликаясь с декором палат, паперть храма декорирована ширинками с изразцами, а углы подчеркнуты двойными колонками. На стене подклета сохранились закладные доски с именами Аверкия Кириллова и его супруги, упокоенных здесь.
     
    Категория: Достопримечательности России. | Добавил: salamandra (19.05.2012)
    Просмотров: 1150 | Рейтинг: 5.0/5