Суббота, 18.11.2017, 13:28
Категории раздела
Достопримечательности России. [26]
Мировые достопримечательности. [22]
Меню сайта
*****
Реклама.
Поиск
TeaserNet
Календарь
«  Январь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • +1
    Статистика
    Яндекс.Метрика
    Статистика.
    ...

    Достопримечательности.

    Главная » Статьи » Достопримечательности России.

    Китайский дворец, "Катальная горка" в Ораниенбауме.
     

    Ораниенбаум - дворцово-парковый ансамбль, расположенный в 40 км к западу от Санкт-Петербурга. Находится на территории г. Ломоносова (до 1948 года - Ораниенбаум) и включает в себя дворцы и парки 18 века. В 2007 году Ораниенбаум был передан в ведение ГМЗ "Петергоф".

    Резиденция на южном побережье Финского залива Ораниенбаум, некогда принадлежавшая князю А.Д. Меншикову, сменила несколько владельцев, а с 1743 г. отошла к великому князю Петру Федоровичу, будущему императору Петру Третьему. Императрица Елизавета Петровна не просто подарила Ораниенбаум своему племяннику, но еще и уступила ему своего любимого архитектора В.В. Растрелли, который в течение 10 лет руководил здесь работами.
    В 1754 г. состоялось знакомство Петра Федоровича и его супруги Екатерины Алексеевны, будущей императрицы Екатерины Второй, с зодчим Антонио Ринальди (1709-1794 гг.), который незадолго до этого приехал в Россию из Италии. Скоро он стал архитектором "малого двора" (так называли ближайшее окружение наследника престола) и начал работать в Ораниенбауме. Более 20 лет Ринальди посвятил созданию этой летней резиденции. Архитектор возвел в Ораниенбауме дворец Петра Третьего, Оперный дом, а также ансамбль Собственной дачи - личной резиденции Екатерины, где главными постройками стали увеселительный Китайский дворец и павильон "Катальная горка", выполненные в изысканном стиле рококо.

    Мода на рококо зародилась в начале 18 века во Франции, во время царствования короля Людовика Пятнадцатого, а спустя примерно полвека пришла в Россию. В отличие от пышно-затейливого и монументального барокко новый стиль казался легким, изящным, манерным. Он как нельзя более соответствовал элегантно-утонченному и изнеженно-уютному образу жизни богатой аристократии. Декор интерьеров стал частью архитектуры, и комнаты, оформленные в стиле рококо, напоминают изящные шкатулки. Это впечатление усиливают пастельные тона, нежные сочетания белого с голубым, розовым или зеленым и отделка золотом. С развитием нового стиля совпала и мода на китайскую экзотику.

    Китайский дворец Ринальди строил с 1762 по 1768 г. Впрочем, китайским его стали называть позже, а поначалу он именовался Голландским домиком, Каменным домиком, Домиком, что в Верхнем саду, Домиком маленьким, собственным ее императорского величества. Китайским же его нарекли потому, что несколько помещений были отделаны "в китайском вкусе", а в коллекциях, хранящихся в них, присутствовали произведения китайских мастеров.
    Этот дворец - настоящая жемчужина ансамбля, один из немногих образцов стиля рококо в России. Китайский дворец скорее напоминает парковый павильон: он словно прячется в глубине Верхнего парка в отличие от барочного дворца Растрелли, занимающего центральное положение всего ансамбля. Первоначально Китайский дворец был одноэтажным, но в 1852-1853 гг. его перестраивали архитекторы Л.Л. Бонштедт и А.И. Штакеншнейдер и довели высоту здания до двух этажей. Прежний, Екатерининский, дворец можно увидеть со стороны северного фасада, где он сохранился почти без изменений. Легкий и изящный, он стоит на низком гранитном стилобате - широком цоколе, который одновременно является прогулочной террасой. Рядом разбиты партерные садики и цветники, местами отделенные от террасы изысканной кованой решеткой. От центрального граненого выступа дворца с полуколоннами словно раскинулись крылья, расчлененные ионическими пилястрами. Основной корпус здания, протянувшийся на 65 м, завершается двумя пристройками, выступающими в сторону пруда.

    Со скромными фасадами Китайского дворца контрастируют роскошно убранные залы и кабинеты, сохранившие ни с чем не сравнимую ауру удивительного 18 в.
    Парадные покои, все еще расположенные по старому барочному принципу в виде анфилады, уже не производят впечатления уходящей в бесконечность галереи, потому что ни одна из комнат не похожа на другую. Каждая из них имеет неповторимый образ; они словно соревнуются в изысканности и прихотливости. Большая и две малые анфилады объединяют 15 залов общей площадью 800 кв.м. Парадную анфиладу составляют семь залов. Большие окна-двери связывают эти самые нарядные и просторные помещения с парком: через них можно было выйти прямо на зеленые лужайки, к вековым дубам, высаженным, по преданию, самим Антонио Ринальди, и небольшому пруду.
    Анфиладу парадных покоев дворца завершают Большой и Малый китайские кабинеты. Большой китайский кабинет похож на сказочный деревянный ларец, в котором все напоминает о далеком экзотическом Востоке. Его главное украшение - 12 деревянных панно с изображением жанровых сцен из жизни китайцев, выполненные из разных пород ценной древесины и слоновой кости. Геометрический орнамент паркета, деревянные плакетки с иероглифами, коллекция китайского фарфора - все привносит восточный колорит, а приглушенный свет создает ощущение изысканной экзотики. Мотивы китайского искусства использованы и в оформлении Китайской и Штофной опочивален и Малого китайского кабинета.
    С восточной стороны к Большому залу примыкает Стеклярусный кабинет. Екатерина Вторая любила удивлять гостей его уникальным убранством, устраивая здесь званые обеды и ужины. Стены кабинета украшают 12 панно, на которых синелью (ворсистым шелком) на стеклярусной основе вышиты райские птицы, фантастические пейзажи и цветы. Этот трудоемкий вид искусства тогда был очень моден в западноевропейских странах. Вышивку для Стеклярусного кабинета всего за полтора года сделали русские золотошвейки под руководством француженки Мари де Шен, поэтому он назывался раньше Французским покоем. Стеклярусные панно, обрамленные орнаментом в духе китайской живописи, заключены в золоченые резные рамы в виде пальмовых стволов, обвитых гирляндами цветов; некоторые из них завершены фигурами драконов. Стеклярус - крошечные трубочки молочного стекла, нанизанные на прочные нити; отливает серебристыми, розоватыми, сиреневыми оттенками и превращает кабинет в волшебное царство.
    Большой, или Овальный, зал, основное помещение дворца, расположен в середине главного корпуса. Его стены отделаны исусственным мрамором зеленоватых тонов, на фоне которых выделяются желто-розовые полуколонны и пилястры. До Ринальди искусственный мрамор в России применялся нечасто, а итальянский зодчий виртуозно использовал его богатые декоративные возможности. Площадь помещения всего около 100 кв. м, но большие окна, стеклянные двери и живописные панно над каминами и дверьми создают иллюзию большего объема. А благодаря красочному плафону С. Торелли "День, прогоняющий ночь" он кажется и более высоким. Зал украшают мраморные барельефы Петра Первого и императрицы Елизаветы Петровны, выполненные знаменитой парижской художницей Мари Анн Коло, той самой, которая вылепила голову Петра Первого для "Медного всадника".
    В восточном выступе дворца расположен Зал муз - поэтичный уголок, выдержанный в голубовато-серых и лилово-розовых тонах. На его стенах блестящий художник-декоратор С. Торелли изобразил девять античных муз, покровительниц искусств и наук. В тщательно продуманном узоре паркета изображены связки музыкальных инструментов: во времена Екатерины Второй здесь устраивали концерты. Убранство зала завершает плафон "Торжество Венеры", где богиня представлена с грациями и амурами.

    Ринальди использовал в Китайском дворце весь арсенал богатых декоративных форм, присущих рококо: тонкая лепка, резьба по дереву, орнаментальные росписи, живописные плафоны, подлинные произведения исусства Китая и Японии. Поражают прекрасные цветные паркеты Китайского дворца: таких затейливых и изящных рисунков больше не найти в русском декоративном искусстве. Умелые столяры-резчики использовали древесину самых разных пород: груши, березы, яблони, ольхи, дуба, черного дерева, амаранта, самшита, палисандра и др.

    Знаток русской архитектуры И.Э. Грабарь назвал Китайский дворец "подлинным чудом полного чудес восемнадцатого века", а А.Н. Бенуа - "единственным в своем роде перлом" и "грациозной, изящной безделушкой". После смерти Екатерины Второй Китайским дворцом владели члены императорской семьи. В 1922-м в нем открыт музей.

    Собственная дача Екатерины Второй в Ораниенбауме включала в себя кроме дворца и служебных построек обширный Верхний парк. Первоначально он был спланирован как регулярный, а с конца 18 века стал превращаться в красивый пейзажный парк с многочисленными дорожками.
    При Екатерине здесь были устроены зеленый и водяной лабиринты, деревянные китайские домики с маленькими садиками, Оранжерея, Карусель, Круглый храм и другие приятные затеи.
    С той поры сохранился лишь один павильон - "Катальная горка", построенная Ринальди в 1762-1774 гг., одна из самых оригинальных его работ. Идея катания с гор восходит к народной русской забаве - зимнему катанию с ледяных горок. Но зодчий сумел придать ей необычное архитектурное воплощение, которому нет аналогов в европейском искусстве.
    В комплекс входили скаты, крытая галерея-колоннада и павильон. Это было гигантское сооружение, которое историки искусств сравнивают по масштабам с памятниками античности. Высота павильона - 33 м, что примерно равно современному 12-этажному дому. Он стоит на прибрежном уступе высотой около 30 м. Два века тому назад со второго яруса павильона можно было скатиться со скоростью ветра на небольшой коляске, сделанной в виде древней колесницы, медведя, льва, гондолы и т.п. Железные колеса повозок скользили по особым желобкам, поддерживаемым множеством деревянных разновысоких колонн, и коляски проезжали около полукилометра, останавливаясь на небольшой круглой площадке. Любители быстрой езды выходили из них и пешком возвращались обратно по специально устроенным галереям и лестницам, а коляски с помощью лебедок по запасным колеям поднимались на верхнюю площадку горки.

    Грандиозное и сложное сооружение быстро разрушалось; уже Павел Первый признал его ветхим и "грозившим падением", приказав закрыть. Единственное, что сохранилось от того давно прошедшего веселого времени - нарядный и праздничный каменный павильон "Катальная горка". Это настоящий маленький дворец с изысканно отделанными комнатами, пронизанными светом и воздухом.
    Наружная парадная лестница павильона "Катальная горка" ведет в вестибюль с белым лепным орнаментом на светло-зеленом фоне, характерном для творчества Ринальди. Самое большое и красивое помещение - парадный Круглый зал. Здесь все поражает воображение: уникальный пол из искусственного мрамора пастельных тонов с многообразными узорами и сложным рисунком, стены и потолок в виде купола, украшенные росписью, лепкой и позолотой, наддверные украшения - десюдепорты с античными сюжетами, мастерски выполненными художником С. Торелли.
    В западном выступе павильона расположен Охотничий, или Белый, кабинет, восхищающий изящной и тонкой лепной орнаментикой, определившей его прежнее название - Штукатурный. Различные охотничьи атрибуты в композиции его оформления гармонируют с искусственным мрамором пола серо-голубого цвета и камином, выдержанным в той же цветовой гамме.
    Фарфоровый кабинет в восточном выступе павильона предназначался для небольших фарфоровых скульптурных групп, созданных по специальному заказу Екатерины Второй в 1772-1775 гг. на знаменитом Мейсенском заводе в Саксонии. В архивных документах кабинет иногда называли Мифологическим: скульптуры изображали мифологических персонажей, в аллегорической форме прославлявших победу русского оружия в 1770 г. при Чесме во время Русско-турецкой войны. Главное украшение кабинета - 40 разных лепных консолей, соединенных тонким живописным и лепным орнаментом. Некоторые из них поддерживают фигурки обезьян, поэтому помещение называлось также и Кабинетом обезьян.
    В годы Великой Отечественной войны павильон пострадал больше других построек в Ораниенбаумском парке и был отреставрирован лишь к 1959 году.

    Использованы материалы книги "Шедевры русской архитектуры", Москва, Мир энциклопедий Аванта+, 2010 г.
     
     
     
    Категория: Достопримечательности России. | Добавил: salamandra (06.01.2013)
    Просмотров: 3263 | Рейтинг: 5.0/8