Понедельник, 20.11.2017, 08:46
Категории раздела
Достопримечательности России. [26]
Мировые достопримечательности. [22]
Меню сайта
*****
Реклама.
Поиск
TeaserNet
Календарь
«  Июль 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • +1
    Статистика
    Яндекс.Метрика
    Статистика.
    ...

    Достопримечательности.

    Главная » Статьи » Достопримечательности России.

    Храм Вознесения Господня в Коломенском.
     
    Великий князь Московский Василий Третий, продолжая дело своего отца, князя Ивана Третьего, "собирал русские земли" вокруг Москвы. Его правление прошло вполне благополучно, но его личную жизнь нельзя назвать счастливой. В 1525 г. он расстался с женой Соломонией, прожив с ней 20 лет. Ее насильственно постригли в монахини и отправили в суздальский Покровский монастырь. Поводом для развода послужило отсутствие дитей и обвинение великой княгини в чародействе, с помощью которого она пыталась привязать к себе супруга.

    47-летний Василий сблизился с 17-летней Еленой Глинской, племянницей Михаила Глинского, образованного литовского вельможи, энергичного политика и прекрасного полководца. Этот брак многие считали незаконным, не "по старине". Дело осложнялось и тем, что у супругов долго не было детей. Наконец, 25 августа 1530 г. Елена родила сына - будущего царя Ивана Грозного. В честь рождения долгожданного наследника престола в подмосковном селе Коломенском - летней резиденции московских князей - заложили храм Вознесения Господня, а в 1532 г. он был уже возведен. Окончание постройки отметили трехдневными празднествами, на которых присутствовали сам князь и митрополит Московский.

    Храм в Коломенском до сих пор ревниво оберегает свои тайны. Первая из них связана с зодчим, построившим его. Предполагают, что храм воздвиг итальянец Петрок Малый, который строил по заказу Елены Глинской стены Китай-города в Москве. Но это - лишь гипотеза, не подкрепленная доказательствами. Многое указывает на то, что храм строил русский мастер, возможно, из Пскова. Так, в основе системы пропорций храма лежит характерный для Руси прием соизмерения, основанный на отношении сторон квадрата и его диагонали. В то же время некоторые приемы и элементы конструкции свидетельствуют и о влиянии итальянского зодчества эпохи Возрождения.

    Как бы то ни было, храм, являвший собой зримый образ Вознесения, поднялся почти на 65 м над широкой и низкой поймой Москвы-реки. Он так устремлен ввысь, что порой кажется, будто только галерея удерживает его на земле. Облик новой церкви с ее мажорной праздничностью был так необычен, что летописец отметил, как она "чудна высотою, красотою и светлостью" - таких прежде на Руси не бывало.
    Кажется, что коломенская церковь, шатровая, возникла сразу, без долгих поисков и мучительных экспериментов, ознаменовав начало каменного шатрового зодчества на Руси. До этого в церковном строительстве господствовала византийская традиция крестово-купольного храма. Тем более удивительно, что храм стал самым совершенным воплощением этого типа и одной из вершин русского средневекового зодчества.
    Некоторые историки архитектуры полагают, что шатровая форма храма первоначально сложилась в деревянном зодчестве, а потом была усвоена в каменном строительстве. Но форма Коломенского храма вполне органична и для каменной конструкции, а многие детали в дереве просто немыслимы, например, окна на гранях шатра или открытые гульбища на аркадах.
    Возможно, шатровый храм явился "потомком" башнеподобных вариантов крестово-купольных храмов и бесстолпных приходских церквей, а традиционная форма изменилась из-за содержания, продиктованного заказчиком, князем Василием Третьим. Свою роль мог сыграть и образ надпрестольной сени, издавна появившейся в православных храмах и знаменующей Божественную благодать, нисходящую на "осененное" место. Точнее говоря, эта форма была известна еще в дохристианские времена: некоторые языческие храмы возводились в форме громадной сени. Да и Небесный Град Иерусалим уподоблялся Скинии Божией, т.е. сени, шатру. Но в Коломенском храме этот символ стал соотноситься с великокняжеской семьей, которой принадлежал храм. Идея моления, испрашивания Божественной благодати, соединилась здесь с восхвалением и возвеличиванием княжеской власти в духе новой идеологии, сочетающей религиозное и светское начала и провозглашающей Москву третьим Римом.
    Нельзя не увидеть в шатровой церкви Вознесения и отзвуков древнего мифического образа мироздания - мирового древа с его высшей гармонией отдельных частей и целого. Марши его лестниц, раскинувшихся на земле и ведущих на гульбище, напоминают корни сказочного древа, чудом выросшегго на берегу Москвы-реки. Похож храм и на волшебный кристалл, многогранность которого увеличивает число вертикальных линий, обращенных к высшему горнему миру, напоминая о Христе, чей символический образ в Новом Завете уподоблен "яспису кристалловидному".

    По конструкции церковь Вознесения представляет собой единый столпообразный объем, без опор и колонн внутри. В плане церкви лежит равноконечный крест: подобные здания с крестчатым сводом появились на рубеже 15-16 вв., утверждая возросшую силу православия. На крестообразном подклете с открытыми галереями возведен четырехгранный куб - четверик, а на нем - восьмигранник, восьмерик, завершенный стройным пирамидальным шатром, напоминающим уходящую в небо лестницу. Где-то в небесной выси словно растворяется небольшая, почти незаметная главка, увенчанная крестом. Переходы от четверика к восьмерику и далее к шатру не отделены строгими горизонталями, сдерживающими взлет, а оформлены килевидными кокошниками, так что в целом складывается впечатление естественного роста, и храм поднимается из земли как диковинный экзотический цветок. Каждая часть и каждая деталь придает постройке ничем не ограниченную устремленность ввысь. Она кажется воздушно-легкой - и это при толщине стен от двух до четырех метров.
    В толще храмовых стен была проложена лестница, ведущая к основанию шатра. Там от креста спускалась металлическая лестница-стремянка. Она предназначалась для наблюдателя, которому отводилось небольшое помещение под главой церкви в барабане. Оттуда была хорошо видна церковь в дворцовом селе Остров и другие церкви - цепь подобных сторожевых постов тянулась к южной границе Московского государства. Когда появлялся неприятель, зажигали костры, и дым от них служил сигналом: тревожная весть быстро долетала до Москвы.

    По площади храм невелик - 8,5 х 8,5 м, но в нем создается ощущение простора. Алтарь в храме не выявлен; у него нет выступа алтарной апсиды, обычной для большинства церквей. Заключая в себе небольшое и просто организованное пространство, церковь была рассчитана главным образом на восприятие извне. Внутри преобладает белый цвет, цвет Божественного покоя и вечности. Реставраторы установили, что он изначально господствовал в храме. Он буквально напоен сияющим светом благодаря особому устройству двух десятков окон. Снаружи они расположены на соседних гранях по углам четверика, а внутри два окна сходятся в одно.

    Церковь в Коломенском стала родоначальницей целого ряда шатровых построек. По мнению историков искусства, "каменный шатер 16 в. сыграл в древнерусском зодчестве не меньшую роль, чем смелая конструкция Флорентийского собора в архитектуре итальянского Возрождения". В 16 в. подобные церкви строились в основном по заказу княжеского двора или близких к нему людей. Они становились памятниками событиям в жизни страны или заказчика, а их символика нередко отражала идеи борьбы за целостность и независимость России.

    Уже в наше время, незадолго до Октябрьской революции 1917 г., в Коломенской церкви была чудом обретена икона Божией Матери "Державная". Евдокия Андрианова, жительница слободы Перерва, услышала во сне голос, сообщивший об этой иконе, а потом увидела во сне красивую белую церковь и внутри нее женщину с короной на голове. В марте 1917 г. Евдокия отправилась в Коломенское и узнала церковь из своего сна. Вместе с настоятелем храма отцом Николаем Лихачевым они нашли в подвале старый, почерневший от времени образ. Евдокия узнала в изображении женщину в короне из своего сна. Божья Матерь написана на иконе со знаками царской власти - в короне, со скипетром и державой в руках, в красном порфирном одеянии. Икона получила название "Державная". Она была найдена 2 марта (15 по новому стилю) 1917 г., когда последний русский царь Николай Второй подписал Манифест об отречении от власти. С тех пор в день обретения иконы совершается ее празднование.

    Сейчас храм входит в комплекс музея-заповедника "Коломенское"; включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО с 1994 года.
     
     
    Категория: Достопримечательности России. | Добавил: salamandra (30.07.2012)
    Просмотров: 2179 | Рейтинг: 5.0/7