Четверг, 21.09.2017, 06:27
Категории раздела
Достопримечательности России. [26]
Мировые достопримечательности. [22]
Меню сайта
*****
Реклама.
Поиск
TeaserNet
Календарь
«  Декабрь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • +1
    Статистика
    Яндекс.Метрика
    Статистика.
    ...

    Достопримечательности.

    Главная » Статьи » Достопримечательности России.

    Церковь Покрова на Нерли.
     
    Церковь Покрова на Нерли - первый храм на Руси, посвященный празднику Покрова Пресвятой Богородицы, установленному князем Андреем Боголюбским. По преданию, князь повелел возвести этот храм после кончины любимого сына Изяслава, погибшего во время похода на Волжскую Булгарию.
    Храм, ставший жемчужиной древнерусского зодчества, построили в 1165 г. неподалеку от княжеской резеденции в Боголюбове: на насыпном холме, облицованном белыми каменными плитами. По легенде, изложенной в Житии Андрея Боголюбского, белый камень для постройки церкви был вывезен из покоренного Булгарского царства. Когда-то храм окружала открытая галерея с рельефами львов, ведущая на хоры, но ее разобрали в 1672 г.
    Ныне белоснежная церковь высится среди заливных лугов, отражаясь в водах тихой Нерли. В 17 веке полусферическую главу заменили луковичной, а век спустя храм чуть не погиб: в целях экономии его собирались разобрать, а камень использовать для постройки монастырской колокольни в Боголюбове. Церковь уцелела лишь потому, что заказчик и подрядчики не сошлись в цене...
    Конструктивно храм Покрова на Нерли чрезвычайно прост - это обычный для древнерусского зодчества одноглавый крестовокупольный четырехстолпный храм. Но строители церви сумели воплотить в нем совершенно новый художественный образ. От более ранних владимирских храмов церковь Покрова на Нерли отличается изысканностью пропорций, предельной ясностью и простотой композиции. С помощью удачно выбранных пропорций, форм и деталей зодчим удалось преодолеть тяжесть камня, создать впечатление невесомости, устремленности ввысь.
    "Идеальная согласованность общего и частного, целого и мельчайших деталей создает тонкую и просветленную гармонию, уподобляя архитектуру одухотворенной и летящей ввысь музыке или песне, - пишет археолог, один из крупнейших специалистов по древнерусской архитектуре Н.Н. Воронин. - Образ прославленного творения владимирских мастеров столь совершенен, что никогда не возникало сомнения в том, что таким он был изначально, что таким он и был задуман его зодчими".
    Покровская церковь поражает исключительной гармонией: совсем небольшая, светлая, стройная, она подобна свече. Изящество резного убранства и еле заметный наклон ее стен внутрь создают иллюзию легкости и стройности. Этому же способствуют узкие высокие окна, вытянутый барабан купола и точеные полуколонны, пронизывающие фасады грядой стремительных вертикалей. Арки - лейтмотив храма, они сообщают зданию единый ритм: их форма много раз повторяется в рисунке оконных проемов, порталов, аркатурном поясе и куполе.
    Скульптурный декор скуп, но удивительно органичен: рельефы, искусно расположенные в полукружьях закомар, лишь в центре фасадов опускаются чуть ниже. Повыше окон проходит пояс из 21 женской маски, ведь храм посвящен Богородице.
    На лестничной башне - крупные рельефы барсов (княжеская эмблема) и грифонов (ныне они внутри церкви); скульптуры львов, видимо, находились у входа в храм или на лестнице, спускающейся к реке. К сожалению, до наших дней они не сохранились.
    В верхней части трех фасадов (кроме восточного) повторяется вырезанная из камня фигура библейского царя Давида, сидящего на троне. Царь-псалмопевец пророчествует о Богоматери и прославляет ее, а львы и грифоны, лишенные всякой свирепости, внимают его гласу...
    Внутреннее пространство церкви подчинено одной идее - движению ввысь. Четыре столба, на которые опираются своды, слегка суживаются кверху, зрительно увеличивая тем самым высоту храма. Высоко над головой парит полный света купол. Некогда в нем помещалось изображение Христа-Пантократора, окруженного архангелами и серафимами, а стены храма покрывал пестрый ковер фресок, которому вторил цветной майоликовый пол. Древняя живопись, пострадавшая за семь веков, была окончательно уничтожена в 1877 году во время очередного "поновления" храма.
    Но, несмотря на все утраты, храм Покрова на Нерли сохранил главное, к чему стремились создававшие его безвестные зодчие - гениально выраженную в камне идею превосходства духовного над материальным, которая является краеугольным камнем любой религии.
    Храм - шедевр гармонии и меры. Его совершенство знаменует высшую ступень в развитии древнерусского зодчества.

     
     
    Категория: Достопримечательности России. | Добавил: salamandra (15.12.2011)
    Просмотров: 1489 | Рейтинг: 5.0/17